На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Наша дача

98 578 подписчиков

Свежие комментарии

  • Нателла Кан
    Завершение эпопеи. В том же году я продала участок третьему лицу, поскольку на предложение купить участок соседи отве...Самовольный захва...
  • Наталья Бушуева
    Спасибо, очень доходчивоОбрезка груши осе...
  • Lehanaizhe
    Уважаемый редактор, может лучше про реактор?))) Страна у нас огромная, почвы разные, да и подпочвенные слои отличаютс...Копать или не коп...

БОЛЬШОЙ ГОРОД УСТУПАЕТ ГЛОБАЛЬНОЙ ДЕРЕВНЕ



"Огни большого города" влекли и обманывали, подавали надежды и разбивали их, притягивали мотыльков и опаливали им крылышки. Но это не было проблемой - ни для мотыльков, которые все равно летели и летели стаями, ни для огней, которые разгорались все ярче. Проблема в том, что огни потускнели.
Большие амбиции оказываются очень узко направленными.

Большие деньги - очень четко распределенными. Все то, чем город привлекал еще сто лет назад ловцов удачи и просто людей, искавших к чему приложить руки и ими заработать, утрачивает шарм.

Это голод идеологического толка. Индустриализация имела мощную идеологическую платформу и шла в массы широким потоком рекламы образа жизни. Расцвет рекламного бизнеса - как и массовая культура вообще - совпал с индустриальной эпохой. Даже в СССР, где можно было просто согнать кучу людей на строительство заводов или выморить села, индустриальная идеология оказалась совершенно необходимым элементом эпохи.
Население стягивалось в города, превратившиеся в индустриальные центры, требовавшие рабочих рук и дававшие возможность заработка. В городе можно было выбиться в люди, сделать деньги, открыть бизнес, познакомиться с нужными людьми - в общем, город был тем местом, который давал шанс.

Эта идеология не выветрилась с отступлением индустриальной эпохи. Какое-то время она воспроизводила и продолжает воспроизводить себя - уже в отсутствие реальной подоплеки в виде производства.
А все остальное в точности как на заводе - четкое расписание входа-выхода, дресс-код, иерархия и возможность роста в рамках компетенции, прозрачность отношений. Правда, здесь не хватало чего-то главного. Реального результата труда, например, по которому можно объективно судить об эффективности работы и работника. Или физической усталости, по которой можно - субъективно - оценивать интенсивность своего дня.
Все это корпоративная офисная культура пытается имитировать, подменяя усталость нервной издерганностью, эффективность - системой поощрений и карьерным ростом, солидарность - корпоративными тренингами и "командным духом".

Но эта пластиковая подделка работает, потому что сохраняет главное: нормальный офисный работник - в точности как заводской рабочий полвека назад - вечером вваливается в свою квартирку, где места ровно столько, чтобы приготовить ужин, посидеть перед телеком или в "Фейсбуке", принять душ и упасть лицом в подушку с мыслью о том, что он счастливчик, раз это все у него есть. Жилье также выдержано вполне в "индустриальном" духе - ячейки муравейника, не слишком большие, чтобы быт не отнимал много времени и сил, но достаточно просторные, чтобы обеспечить умеренное размножение и появление новых поколений рабочих рук.

Сейчас постиндустриальный период столкнулся с проблемой неприкаянного городского населения, все еще свято уверенного в том, что благополучие, успех, счастье имеют именно городскую прописку. Эта убежденность как отчасти результат индустриальной идеологии прочно засела в нашем сознании. Личный отъезд из города и деурбанизация в целом многими воспринимается как признак социальной и экономической деградации.

Поэтому любое смещение идеологии в сторону деурбанизации находит поддержку в США - которые давно осознали проблему "ржавого пояса" и необходимость насколько возможно расселить "детройты". Поддержку получают самые разные проекты, хоть как-то связанные с деурбанизацией - начиная с "локально выращенной еды", заканчивая строительством поместий в неверленде. Или у черта на рогах, ежели по-нашему. Если и можно говорить о каких-то чертах нарождающейся идеологии постиндустриальности, то она пока что связана преимущественно, с идей "новой жизни на двух акрах".

На самом деле это титаническая попытка сместить идеологические акценты. Попытка пересмотреть представление об успехе в жизни. Хотя бы намекнуть на то, что успех не находится в четко определенной географической точке, совпадающей с координатами ближайшего крупного города. Напротив, жить от него подальше - вот он, успех. Потому что тут ты можешь организовать свою жизнь так, как сам сочтешь нужным. Успех - это новая степень свободы. С которой может справиться только зрелый человек.

"Поместья" (нет-нет, не те, что популярны в некоторых российских сектах, а просто homestead), удаленная работа, все более свободный график, то, что позволит выманить людей из перенаселенных городов, превращается в идеологию и обретает огромную поддержку в информационной (увы, пока в основном в англоязычной) среде.

Такие возможности есть и в России - разве что с климатическими зонами у нас поскромнее. Но у нас хуже ситуация с головами. Постсоветские люди, с детства накачанные идеологией индустриализации, уверены в том, что города - это хорошо и правильно, а то, что происходит сейчас - "развал и деградация". Хотя постиндустриальный период - нравится он нам или нет - это реальность, с которой лучше считаться.

У нас, впрочем, есть и другие специфические травмы.

В СССР переезд из колхоза в город был не просто успехом - это было равносильно бегству из рабства. СССР превратил село в разновидность проклятия или хотя бы крайнего унижения.

Движение из села в город - естественное в индустриальный период - у нас обрастало дополнительными коннотациями и формировало психологические барьеры, с которыми нам еще предстоит иметь дело. Наше представление об успехе в виде купленной в кредит квартирки в "спальнике" и должности менеджера среднего звена в столичном офисе (час, а то и больше дороги туда и потом - обратно) - не просто "индустриальное счастье". Это представление о счастье подкреплено уверенностью в том, что выбора нет, что движение с периферии к центру, из села в город, из меньшего города в больший - это и есть движение снизу вверх по вектору "лузерство - успех".

То, что индустриальная эпоха закончилась, мы не поняли до конца и не приняли. Мы по-прежнему носимся с индустриальными моделями общественных отношений и идеалом промышленного производства (чем «тяжелее» - тем благороднее) как основы основ благосостояния, экономики, самоуважения и обороноспособности. Ничего странного нет в том, что на фоне этого индустриального мифа наши представления о престиже, труде, личной свободе и человеческом достоинстве выглядят такими бессистемными, беспочвенными и беспомощными.

Россия вполне вписывается в мировой постиндустриальный тренд. Хоть и по менее престижным причинам, чем США и Европа. Но, может, когда-нибудь мы поймем, что быть аграрной страной - это так же не зазорно, как и жить не в столице? Это не означает "второй сорт". Это не признак "лузерства".

Картина дня

наверх