Мы часто бываем недовольны погодой. Многие из нас даже полагают, что именно неудачный климат мешает нам развернуться в огороде как следует. Но что нам известно о настоящих трудностях?
Хотя существенная часть российской территории относится к зоне рискованного земледелия и при этом под дачи населению отдавали не самые лучшие земли, большинство наших участков находятся на курорте по сравнению с самым северным огородом мира.
Ведь он функционировал на острове Шпицберген, в непосредственной близости от Северного полюса!Условия там крайне суровы: например, даже в июле средняя температура составляет +4…+6 °C, а снег в августе считается обычным делом. На Шпицбергене не растут ни деревья, ни кустарники, да и траву почти не увидишь. Почвы тоже практически нет – только голый камень. Тем не менее русский огород, основанный нашими соотечественниками в арктической тундре в 1960‑х годах, исправно кормил людей свежими огурцами, помидорами, перцем, луком, редиской и зеленью на протяжении двух десятилетий.
Cоздание
Жизнь в советских шахтёрских посёлках на арктическом острове Шпицберген в 1960‑е годы била ключом. Горняки-угледобытчики жили там годами вместе с семьями. Конечно, люди нуждались в свежих овощах. Для решения этой проблемы в посёлках Пирамида и Баренцбург были построены отапливаемые теплицы.
Баренцбург, 1960-е гг. Фото из архива треста Арктикуголь
Никаких прототипов, подходящих для 78° северной широты, не существовало, но это никого не смутило: разработали индивидуальный проект и приступили к делу. Для того чтобы тепло парового отопления лучше удерживалось внутри теплицы, её боковые стены сделали не стеклянными, а кирпичными. Поначалу крышу на зиму закрывали деревянными щитами для защиты от снега. По мере накопления опыта сооружения совершенствовались.
Как они работали
Грунт, семена и луковицы завозили с материка, а для подкормок использовался навоз из местного (!) коровника. Выращивание овощей требовало кропотливого труда, но результат того стоил – люди были обеспечены свежими витаминами. «Работали» теплицы и оазисами для местной ребятни (им даже разрешали бегать там босиком, обливаться водой и пробовать свежесорванные овощи под присмотром сотрудников), а также поражали воображение гостей разного ранга, которые их посещали.
Наше время
За расцветом угледобычи последовал спад. Народ разъезжался. В конце 1990‑х годов посёлок Пирамида был законсервирован, а оранжерея снесена. Баренцбург населён до сих пор, и его теплица сохранилась. Хотя она уже не работает, туристы со всего света по-прежнему не упускают случая посмотреть на неё. А ведь действительно, где ещё такое увидишь?
Легендарный путешественник Ю. Сенкевич (справа) в теплице посёлка Пирамида. Фото: Тамара Бену.
Свежие комментарии